Август. Пупы опять не достигнуты, ждать следующего лета слишком долго… А ведь давно мечтается о северном сиянии. Мы не Скиталец дабы ехать на Таймыр, более доступное Заполярье — Кольский. Едем. В новогодние каникулы? Сосед по даче из Североморска сказал, что не увидим точно, в это время обычно пасмурно. Тогда праздники между мужским и женским днем? Pourquoi pas? Решено. Выбор машины. В наличии: подготовленная УАЗ-ка и стандартный паджерик. Помня, как долго едется зимой на 35-х симексах, выбираем паджерик. Апгрейдим его воздушным автономным обогревателем. Попытку быть отправленным к бабушке, ребенок воспринимает как личное оскорбление, едем втроем.
22 февраля выезжаем из Москвы. Погодка… Суперселект включен уже в Москве. Пока едем по МКАД-у уже созерцаем с десяток аварий, на Питерской трассе того хуже, все обочины украшены улетевшими машинами. До Петрозаводска явно сегодня не доедем (в конце концов у нас же не гонка, а ежегодный, законный, оплачиваемый). Ночуем в Сясьстрое. С утра погода улучшилась светит солнце, заезжаем на Кивач, хочется посмотреть на воду бегущую средь снегов, но… он замерз. Торговцы сувенирами сказали, что впервые за последние десятки лет, что зима слишком суровая.
Ночуем в Кеми. Дорого и не вкусно, летом было весело и кормили замечательно, сейчас работает только бар. Вечером наблюдаем гало вокруг луны, порываемся идти на торосы Белого моря, Рома нас не пустил, сказал что с утра сходим. С утра задуло, охранник посоветовал, шустрее уезжать, пока это возможно. Шутим, на тему, а что ледокола до Соловков не будет, охранник говорит, что не проблема, но зимой не рентабельно. До моря 100 метров, но дует так, что еле глаза можно открыть, чтобы посмотреть в его сторону.
Снег валит весь день. Мысли о классической ночевке на своротке растворяются в снегопаде, засыпаны не только своротки, но и дороги к вполне обитаемым населенным пунктам.
Возле стелы «Полярного круга», проваливаемся в снег по пояс.
Едем до Ловозера. По селу перемещаются на лыжах и снегоходах.
С утра посещаем краеведческий музей. Пытаемся найти зимники. Зимники все снегоходные. Зато нашли оленеводческую ферму, куда через час должны пригнать стадо оленей в 500 голов. Впечатляет. Красиво бегут, поднимая столпы снега. Пробуем снегоступы, проваливаешься меньше, но верхний пушистый снег все равно не держат, а его получается по колено.
Вечером мы в Мурманске. Знакомимся с Вадимом (Vadim82), строим планы, а планов громадье. На следующий день посещаем ледокол «Ленин».
Смотрим город и едем на Териберку посмотреть не замерзающий океан. Поражает изменение погоды. Едем -21, подъезжаем к морю -9, над морем пасмурно, поворачиваешь голову — светит солнце. Понимаем, что мы ничего не понимаем в местной погоде.
С утра машина не заводится, сел аккумулятор, к 3 часам машинка ожила, отправляемся на Титовку, заправки не нравятся, километров через 20 понимаем, что следующая будет, только через 120, принимаем решение возвращаться. Вернулись заправились. Проехав 60 километров, засвистел ремень, ищем паркинг, т.к. останавливаться на дороге с подъемами не правильно, нашли, открываем капот, полетела помпа, приехали… Звоним Вадиму, коротаем ночь на паркинге. Метель, ночь, Чертов перевал. Радуемся, что предпочли сухой автономный обогреватель, мокрая вебаста нас бы не спасла… Машина превращается в сугроб, но внутри тепло, главное, чтобы аккумуляторов хватило.
С утра приезжают Игорь с Вадимом (еще раз огромная благодарность ребятам), привозят помпу, тосол, но объясняют, что менять помпу на морозе — есть издевательство. Возвращаемся в Мурманск на веревке, лампочки аварийной сигнализации, через 100 метров высаживают аккумуляторы в ноль, Airtronic глохнет и стекла мгновенно замерзаю, снимаем аккумулятор, Игорь едет на горку, меняет свой с нашим местами, заводится, отдает нам свой. Стекла отогреваются можно ехать. По снежному накату, по приличным горкам ехать на веревке… масса впечатлений. В сервисе оставляем машину, чинить ее сегодня не будут ибо воскресение. Ждем завтра. Понедельник: механик пришел только к 2, сказал Роме, что ему лениво переодеваться и, что может ли Рома сам починить помпу. Не проблема, но зачем надо было ждать этого момента сутки? Выясняется, что помпа Вадима не подходит, чудом находим нужную. К вечеру машин готов к бою. Снова выезжаем в сторону Титовки, на тот район у нас такие планы… Немного не доезжая до приютившего нас паркинга, начинает барахлить печка, останавливаемся, разбираемся, закрадываются подозрения, что если машинка так не хочет туда ехать, то может нам туда и не надо. Надо. На следующем подъеме обнаруживаем связку из двух легковушек, не могут забраться в горку. Берем сломанную на буксир и едем до Титовки, искренне недоумеваем, как он едет в заглушенной машине, в мороз, ночью, ориентируясь по нашим габаритам сквозь замерзшее стекло. К Титовке у него садится аккумулятор, вторая машина сопровождает сзади, мигая аварийкой. Думали, что они останутся ночевать там же, но нет замерзшее чудо стреляет сигарету и перецепляется ко второй машине. Они едут дальше до Заполярного, еще больше 50-ти километров. Надеемся они добрались благополучно.
С утра отправляемся в сторону Среднего, больших иллюзий не питаем, до куда дорога пустит, до туда и доедем. Своротка, следы снегохода, но дорога вполне плотная. Доехали почти до Новой Титовки, одно не осторожное движение и… наст дороги проламывается и машинка в засаде. Два часа махали лопатой — результат, машина скатывается только вниз по склону (то есть вбок). Рома идет до Титовки, искать машину.
Ребенок радостно начинает строить мегалабиринт из снега, благо сугробов предостаточно, пытаюсь откапывать машину, к моменту появления Ромы в компании УАЗ-ика, лабиринт протянулся на несколько метров, а мне удалось пробить таки наст под передним мостом. 5 минут и мы на свободе. Общаемся с уазовладельцами об офф-роуде, и об УАЗ-ах. Они едут из Мончегорска в Заполярный. Сказали, что по кольскому передали штормовое предупреждение и, что Кандалакшу уже накрыло. Пробуем прорваться в Лиинахамари, но в Печенге говорят, что рискуем застрять на несколько дней. Нескольких дней у нас уже нет, решаем не искушать судьбу, и поворачиваем в сторону дома. А ведь на эту часть полуострова возлагались такие надежды. Ну ладно, мы еще не посетили Терский берег.
Снегопад застал нас на подъезде к Мурманску, выезд из города был перекрыт, фуры тормозились к обочинам, а легковушки объездной дорогой выбирались в нужном направлении. Не знаем, что там произошло и по какой причине перекрыли. Хороший снегопад. В 100 километрах от Мурманска стемнело, и ехать стало еще интереснее. Решили, что в Кандалакшу мы еще успеем, а вот Мончегорск гораздо ближе и при этом с непонятным упорством нами всегда игнорируемый. Оказался красивейшим городом, недаром в переводе с саамского «монче» значит красивый. Центральная улица спроектирована по образцу Невского проспекта. С утра осматриваем достопримечательности, до которых удается добраться, и на Кандалакшу.
А затем на Умбу, из Умбы созваниваемся с хозяином тони Тетрина в надежде заночевать там, но на машине туда сейчас не доехать, а на снегоходе он нас забрать сейчас не может. Ну что ж, едем на Варзугу, еще теша себя мечтами, что вот, наконец, мы окажемся на том — заветном берегу. В Варзугу въехали уже затемно, автобусная остановка на окраине села представляет собой импровизированный паркинг, от которого все идут пешком. Въезжаем на главную улицу и подсаживаемся, блокировка избавила нас от устраивания вечернего шоу для местной молодежи, и мы спешно ретировались на общий паркинг. Гостиницу так и не достроили, пытаемся найти место для ночлега, помогает местная молодежь, точнее у них это получается быстрее: обзвон всех сдающихся домов значительно эфективнее, чем обход их пешком. Но не судьба. Понаехали Мурманчане на жипах со снегоходами ловить рыбу на озерах. Ночуем в машине. С утра отправляемся осматривать село. Больше всего, честно говоря, поражают детишки топающие в школу с того берега Варзуги, одни по снегоходному зимнику, карабкающиеся по горке вверх к школе, одного спрашиваем, а как ты ходишь в школу, когда лед идет? А ни как. Мы таки посмотрели на село с того берега, но, к сожалению, машинке там побывать так и не удалось. Местные, если и перегоняют машины по льду на тот берег, то исключительно ловя момент, когда лед уже крепкий, но снег еще не все завалил, естественно на свой риск.
Погода улучшилась, из снежной пурги таки показалось Белое море, и почему-то не замерзшее, может уже вскрылось, а может и не замерзало, но открытая вода идет полосами.
По такой погоде и Кандалакша открылась во всей красе.
Но мы уже едем на Москву, вечером должны быть в Беломорске. Трассу за день почти расчистили и посолили. Две недели чистая машина начинает покрываться соляными разводами. Как стемнело, традиционно пошел снег. Спасибо Саше (Помору), что избавил нас от плутания по городу и показал, гостиницу для уютного ночлега.
Еще чуть больше тысячи километров соленых дорог и 6-го числа вечером мы въезжаем в Москву. После ослепительно белого чистого севера, ощущение, что медленно и осознано, погружаешься в выгребную яму. На дороге растет количество идиотов. «Это твоя Родина, сынок».
Итоги? Их много, во-первых, можно бесконечно путешествовать летом, читать чужие отчеты о зимних поездках, можно мечтать о зимниках, все будет все равно не так, как представлялось и мечталось. Зимний Север надо почувствовать. В нем надо раствориться. С ним надо смириться. Он всегда прав. Он непредсказуем и прекрасен, но что бы его понять надо терпение и время.
А все остальное мы оставим для себя. Чтобы дома в тепле и уюте города средней полосы России, разобраться в собственных восторженных возгласах «вау», в своих сомненьях. И таки осознать кто же ты: сильный духом или слабый умом.
P.S. Еще раз выражаем благодарность: Вадиму и Игорю из Мурманска, которые спасли нас в момент разрушения помпы, родственникам, которые за нас переживали, Дмитрию (Человек отдых), который переживал не меньше, неизвестным человекам, которые спасли нас из настового плена, Саше (Помор), указавшему дорогу к теплу и уюту и Северу который раскрылся нам в меру нашей испорченности.